Doc.Emmett.Brown писал(а):Кредитно денежная система не идеальная но пока ничего лучше еще не придумали !
Возможно, более эффективного инструмента, чем кредитно-денежная система еще не придумали. Однако проблемы экологии, которые являются по сути внешними, побочными эффектами современной экономики не терпят отлагательства. Ждать, что все как-то само собой рассосется уже нет времени. Поэтому нам желательно хотя бы на время отложить свою классовую вражду и спокойно подумать, можно ли что-то предпринять. И я, наверное, выражу общее мнение, сказав, что вмешательство должно быть минимальным, чтобы не разрушить все до основания, ведь мы это уже проходили. Чтобы вылечить, а не убить нашего пациента - экономику.
Для этого нужно четко себе представлять, на чем зиждятся экономические интересы человека. Если мы будем излишне идеализировать человека, а потом он не оправдает наши ожидания, экономические механизмы не заработают, и вся экономика заглохнет. Поэтому начнем с природы человека, с понимания того, что определяет его поведение. Жак Фреско считает, что поведение человека полностью определяется средой, в которой человек формируется и живет. В представленном видео "Дураки за справедливость" Виктор Катющик пусть грубовато, но совершенно правильно замечает, что поведение человека определяется не только внешней средой, но и его биологической природой. Очевидно, что гипотеза Катющика является более полной. Как это работает? Человек, являясь по природе своей животным, мотивируется своими физиологическими потребностями. При этом человек является животным социальным, потому что для выживания его потомства требуется взаимодействие с другими людьми. Затем на все это накладывает свой отпечаток внешняя среда, которая включает в себя как материальные условия жизни, так и культурные ценности. Культура, кстати, является вторичной по отношению к материальным условиям и ими, собственно, и формируется.
И если биология человека является его двигателем, источником всех потребностей, то культура является своеобразным тормозом, который
формирует из этого существа, желающего получить все и сразу, нечто, потребное обществу. Культура обтесывает человека, накладывая запреты на его желания, направляя его энергию в определенное русло. Примеры таких запретов: не убий, не укради, не чавкай, не кури в общественных местах. То есть культура сама по себе не дает никакого нового импульса человеку, а только преобразует уже имеющиеся биологические потребности.
Все потребности человека сводимы к его бессознательным биологическим потребностям. Другими словами, взяв любую, даже самую возвышенную потребность, например, потребность в творчестве или самовыражении, можно найти ее корни путем выяснения ответа на простой вопрос: а что тебе это даст? Предположим, ты этого достигнешь, и что тогда? Тогда я получу что-то еще. А для чего тебе это нужно? И так далее. Если быть достаточно честными с собой, то в итоге мы все равно упремся в какую-нибудь биологическую потребность типа выжить самому или помочь выжить своему роду.
Вооружившись этим знанием можно теперь отвечать на любые вопросы о том, почему человек поступает тем или иным образом, и как он поступит в определенной ситуации. Например, в каком случае человек будет думать не только о себе, а и о других, об обществе в целом? Только в том случае, если он будет настолько сильно связан с обществом, что от благополучия общества будет прямо или косвенно, зависеть и его благополучие. Например, каждая клетка многоклеточного организма напрямую зависит от того, в каком состоянии находится весь организм. Наше общество в чем-то приближается к такой взаимозависимости, особенно в вопросе экологии, но, видимо этого еще недостаточно.
Предположим, мне не безразлично, что в Африке дети голодают, но это для меня не настолько важно, чтобы хотя бы пальцем пошевелить. Если бы от того, что они голодают, у меня болел хотя бы мизинец, я бы уже, конечно, что-то предпринимала. Или вот пример из экономики. Есть две фирмы: в одной из них зарплата работников напрямую зависит от чистой прибыли всей фирмы. А в другой решили, что, поскольку прибыль зависит от работы каждого сотрудника, поставили зарплату каждого в зависимость от того, насколько он хорошо делает свою работу. Какая фирма будет более жизнеспособна? Расскажу, что однажды произошло во второй фирме. Торговый агент заметил, что бухгалтер ошибся и цена товара получилась в два раза ниже, чем должна была быть. Что сделал торговый агент? Он обзвонил всех своих клиентов и сообщил им, что цена очень низкая. В результате агент перевыполнил план по продажам и получил свою премию. А как бы он поступил, если бы его зарплата зависела от общего результата фирмы?
Вот еще пример из нашей жизни. Почему в советское время, когда мы узнавали, что кто-то проехал без билета, мы думали - повезло? А в Германии если видят, что кто-то едет без билета, считают, что он едет за счет тех, кто платит. Как экономические механизмы меняют психологию человека? Жак Фреско говорит: "Если окружение, формирующее наши ценности, остается неизменным, вопреки призывам поэтов, священников и политиков, неизменными будут также поведение и ценности". То есть экономика всегда первична по отношению к психологии. В этом направлении можно было бы подумать: как можно заинтересовать всех членов общества в общей результативности?