ладно, для ленивых специально держи пасту из трактата "О душе", за полным и подробным -- читайте первоисточники
Итак, все философы, можно сказать, определяли душу тремя [признаками]: движением, ощущением, бестелесностью. Каждый из этих [признаков] возводится к началам. Поэтому даже те, кто определяет ее через познавание, изображают душу как элемент или как состоящую из элементов, при этом они все высказываются почти одинаково, за исключением одного18: в самом деле, они утверждают, что подобное познается 15 подобным. Поскольку же душа познает все, она, по их мнению, состоит из всех начал. Таким образом, те, кто признает одну причину и один элемент, считают и душу чем-то одним, например огнем или воздухом. Признающие же много начал считают и душу состоящей из многих начал. Только один Анаксагор утверждает, 20 что ум ничему не подвержен и ни с чем другим ничего общего не имеет. Но каким образом и по какой причине ум, будучи таким, познает – этого он сам не сказал, и из его слов это неясно. А те, кто признает противоположности в началах19, считают, что и душа состоит из противоположностей; те же, кто признает одну из противоположностей20, например теплое, или холодное, 25 или нечто вроде этого, признают и душу одной из противоположностей. Вот почему они ссылаются при этом и на имена: одни, те, кто называет душу теплом, от тепла производят название жизни21; другие, те, кто называет душу холодом, утверждают, что душа получает свое наименование от "дыхания" и "охлаждения"22. Таковы дошедшие до нас взгляды на душу и основания этих взглядов.
Имеется и другое дошедшее до нас мнение о душе, убедительное для многих не менее, чем изложенные выше, но уже подвергнутое обсуждению и как бы давшее о себе отчет в общедоступных сочинениях1. Душа, 30 согласно этому мнению, есть некая гармония, гармония же есть смешение и сочетание противоположностей; из противоположностей составлено и тело.
Итак, до нас дошли три взгляда, согласно которым дается определение души: одни утверждали, что [1] 20 душа больше всех способна приводить в движение потому, что она движет самое себя, другие – что [2] она есть тело, состоящее из тончайших частиц, или что она наименее телесна по сравнению со всем остальным. Мы перебирали почти все связанные с этими определениями затруднения и противоречия. Остается рассмотреть, на каком основании говорится, что [3] душа состоит из элементов1.
душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью
Итак, сказано, что такое душа вообще. А именно: она есть сущность как форма (logos), а это – суть бытия такого-то телаэто в двух словах первая книга
определение души по Даль таково:
[spoil]ДУША - ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: | человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: | жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. | говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния. | душа также душевные и ду ховные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. душа есть бесплотное тело духа: в этом знач. дух выше души. ни души нет дома. горожане - жители, а селяне души. человек с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. взять что на душу, на совесть; принять в чем клятву, присягу; ручаться. взять грех на душу, сделать что самоуправно, приняв на ответ. в нем много души, в его сочинениях много души, чувства. быть душою беседы, главным двигателем ее. душа-человек прямой и добродушный, откуда и привет: душа моя. у него сто душ, он владеет именьем со ста крестьянами. родовые души, населенное родовое, наследованное именье. прописные души, пропущенные в народной переписи. мертвые души, люди умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся, по уплате податей, налицо. отдать богу душу, умереть. положить за кого душу, пожертвовать жизнию. заложить за кого душу, ручаться в важном деле. искать чужой души, хотеть погубить ближнего. на душе легко, тяжело, спокоен и весел: озабочен и грустен. у меня душа не на месте, боюсь, тревожусь. отвести на чем душу, отдохнуть, утешиться чем. отпусти душу на покаянье, не губи напрасно, дай пожить. жить с кем душа в душу, мирно, дружно, любовно. у меня дело это на душе лежит, совесть упрекает или забота не дает покою. это на твоей душе, ты виноват, дашь за это богу ответ. покривить душой, поступить против совести. вертеть душою, отлыгаться. затаить что в душе, держать в тайне. душа замирает, лишаюсь чувств, памяти, теряю сознанье. на душе мутит, с души тянет, тошнит, нудит, делается дурно; с души скинуло, вырвало. душа не принимает этого, не могу есть, противно. душа меру знает, ешь и пей сколько хочется. рад душой, от души, искренно, сердечно. он от нее без души, она в нем души не слышит, не часть, безумно, безотчетно любит его. это мне по душе, по желанью. скажи по душе, по правде. в чем или чуть душа держится, едва, еле жив. он так и вьется, так и лезет в душу, льстит, обольщает. у него за душой ничего нет, вполне беден. душа вонь божба, клятва. душа телу (плоти) спорница. плоть душе ворог. грешное тело и душу съело! душе с телом мука. ни душе поминовенья, ни телу погребенья, не покинул. душа прохладу любит, а плоть пар, т. е. плотское. не тужи по голове: душа жива! душа всего дороже, или душа заветное дело. свет во храмине от свечи, а в душе от молитвы. душа душу знает, сердце сердцу весть подает. муж да жена одна душа. муж голова, жена душа. душа с душой беседует. покуда душа жива. хоть ШУБА овечья, да душа человемья. кабы не зубы да губы, так бы. и душа вон. хлеба с душу, денег с нужу, платья с ношу. жив бог - жива душа моя (или: жива правда, надежа моя)! душа не сосед: пить-есть просит (или от нее не уйдешь, от совести). душа не стерпит, так сердце возьмет. хоть мошна пуста, да душа чиста. не стой надо мной, как чорт над душой! отпусти душу на покаянье! не мучь христианской души до веку (смерти). покривил ты душой. не пожалел ты души своей! душа божья, голова царская, спина барская. одна душа. и та не хороша! как нет души, так что хошь пиши! мастеровой не худ, да в душе плут. душа христианска, да совесть цыганска! на всякую душу (на долю всякого) бог зарождает, хлеба. рад бы душой, да хлеб-эт чужой. своя душа не холоп, себя жаль. душа, что в венике, а голос, что в тереме. у немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька. душа пузыри пускает, отрыгается. душа с богом беседует. свищи, душа, через нос! спи. в сватовстве спрашивают не о душе, а о душах. это дело у меня на душе (или на совести). это мне на душу легло. что-то на душе тяжело. от души, душою рад.чужую душу не влезешь. чужая душа потемки (темен бор). человека видим, а души (ума. т. е. что на уме) не видам. сколько душе угодно. есть все, что угодно душеньке. душа не примает, а глаза все больше просят. сторонись, душа, оболью! говор. пьяница, поднося чару ко рту. шел я мимо петровска, видел дело таковско: головы разбиты, брюха вывалены, душу в рай несут, тело в рай везут? снопы. | душа назыв. также ямочка на шее, над грудною костью, под кадыком; тут, по мнению народа, пребыванье души. душа или душка,в скрипке, подставка внутри, распорка. | душа в пере, сухой мозжечок. голову отрежу, душу выну, дам пить, станет говорить? очинка пера. душа ж. душ м. франц. холодные обливанья, обдача струей воды.[/spoil]
Большой психологический словарь
[spoil]душа
— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии Д. — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия «Д.» связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т. д. Сновидения воспринимались как впечатления Д., покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие представлений о Д. происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Уже в период античности было известно, что органом Д. является головной мозг (Алкмеон), сама же Д. представлялась одним из видов вещества: Д. как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости Д. от тела выдвинул Аристотель, согласно к-рому Д. у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху средневековья. В новое время Декарт отождествил Д. с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о Д. было заменено понятием о душевных явлениях.
В научной литературе (философской, психологической и др.) термин «Д.» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». В повседневном словоупотреблении Д. по содержанию обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание».[/spoil]
Т.о. далее вы понимаете где искать, а для затравочки вот актуальное (более-менее, не читал, не проверял, ищите сами) определение
[spoil]психика
— высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря к-рым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении дви жущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба к-рой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал.[/spoil]
вот шире, с историческим описанием
[spoil]ПСИХИКА
(от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.
Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).
Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. Отражение чувственное). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.
Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.
В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».
П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и мозг.
Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.
По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.
П. исследуют с помощью объективных методов (см. Диагностика психического развития, Измерения в психологии, Методы электрофизиологические, Объективный метод, Полиэффекторный метод). В конкретных исследованиях П. чаще всего одновременно применяют совокупность нескольких различных психологических методов.
Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.
При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.
Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни.
Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.
Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят культурно-историческая психология (Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)[/spoil]
я пять лет как не психолог, неинтересно мне заниматься безпредметной наукой
в смысле упразднения термина и искажения смыслов