Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Рассуждения на различные темы
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
https://www.youtube.com/watch?v=pOfik9PN3Rw
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

Friedrich писал(а): Вы не могли бы просто перечислить то, что Вы подразумеваете под: "отправная точка" - для логических рассуждений?

Это очень важный вопрос.
Рациональное логичное (дающее достоверное знание) - бесконечно во всех направлениях. Если этот факт не осознавать, то выбор направления познания оказывается делом случая (личного интереса, склонностей и прочее). Если же этот факт осознавать, то мы оказываемся в точке выбора направления, в которой нуждаемся в основаниях для выбора - что познавать и что познавать в первую очередь. Выбор этих оснований зависит от того, что для нас добро, а что зло. Таким образом, ценности оказываются отправной точкой для логических размышлений.

Есть целое направление в философии - этика, аккумулирующая знания и представления людей о добре и зле. Если центральной ценностью является какая-либо идея (то есть человек ставит себя в "центр мира" с позиции - я знаю, как правильно жить остальным) - это эгоцентристская (авторитарная) этика. Из эгоцентристской позиции вытекает определенная логика рассуждений (теорий), в рамках которой логично (естественно) навязывать свою волю другим людям.

Если же центральной ценностью является человек (его жизнь и свобода) - это гуманистическая этика. Из этой (децентристской) позиции вытекает совершенно другая логика, в рамках которой логично (естественно) договариваться с другими людьми, устанавливать общие ценности для достижения общезначимых целей.

Эгоцентристская позиция, в своей сущности, является разобщающей общество логической основой, а децентристская - логической основой, объединяющей общество.
В основе логического обоснования любой теории, концепции, авторской идеи, а также просто логического рассуждения лежит система (а часто просто конгломерат) ценностей автора (его личная этика), даже если сам автор концепции этого не осознает.

Скажем, такая ситуация ... общество в большей части неразумно, и я говорю не про часть каких-то людей, мы все лишь в определенной степени разумны, также уровень разумности неодинаков в разных сферах нашей психической и практической деятельности.
Любому нормальному человеку, как существу социальному, хочется что-то улучшить в своей жизни и в жизни других людей. Однако, видение "улучшить" разное, т.к. внутренняя этическая позиция (зачастую неосознаваемая) разная у всех людей.
Рассмотрим примеры эгоцнетристской и децентристской этических позиций.

Вариант 1. Допустим, кто-то (способный логически мыслить) хочет улучшить жизнь людей и, как ему кажется, знает как - то есть у него есть идея (или теория), как все сделать правильно - например, коммунизм. Он искренне считает, что это хорошая идея, логически обоснованная и "укажет дорогу в светлый путь". В данном случае "человек с хорошими намерениями" исходит из позиции авторитарной этики. Хотя коммунизм содержит в себе много позитивных гуманистических целей и ценностей, но центральной остается сама идея, а не человек (его жизнь и свобода). Это подтверждается тем, что все несогласные являются врагами народа.

Вариант 2. При тех же исходных условиях, другой человек тоже хочет улучшить жизнь людей, но верит в изначальную способность человека мыслить и сочувствовать другому человеку (понимать его). С помощью этих ориентиров каждый человек самостоятельно может различать добро и зло, красивое и безобразное. В данном случае он не будет развивать каких-либо теорий для внедрения в "неразумное" общество, так как принимает себя его частью и ставит ценности своей свободы мыслить наравне с ценностями свободы других людей мыслить. Здесь улучшить жизнь людей помогут только практические шаги. В первую очередь, развитие через систему образования способности всех людей мыслить (логически), развитие стратегического системного видения последствий своих действий для себя и общества, то есть повышение уровня ответственности, качества и мышления и действий, а также развитие совместного сотрудничества. Для такого общества, думаю, специальные теории не будут нужны, оно сможет разумно решить все экологические, политические, социальные и другие проблемы.

В ситуации же, когда система ценностей осознанно и обоснованно не выстроена, человек в логических рассуждениях опирается на сиюминутные представления о собственной выгоде. Это позиция этического релятивизма (когда ценности относительны, поскольку приоритеты ценностей с легкостью меняются в зависимости от актуальных потребностей и состояния). В этом случае системы (логичной иерархии) ценностей нет, а каждый актуальный мотив человека становится его ценностью.
Friedrich
Основные
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 01 май 2015, 22:21
Репутация: 156
Настоящее имя: Фридрих
Откуда: Германия

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Friedrich »

Anastasia писал(а):... Выбор этих оснований зависит от того, что для нас добро, а что зло. Таким образом, ценности оказываются отправной точкой для логических размышлений.

Вот в этом моменте я не согласен.
Система ценностей всегда формируется и будет формироваться до тех пор, пока у человека есть воля, если подавить волю у человека, то он превратится в овощ. И это первично. Но тогда становится вопрос, на что направлена эта пресловутая воля? По моим исследованиям, воля направлена на регуляцию эмоций, что и является отправной точкой, для интеллектуальной деятельности человека. (Мне приемлемо учение о семи смертных грехах, это основные отправные точки отсчета). И только потом формируется этика жизнедеятельности, когда индивид формирует систему ценностей, которые в свою очередь разделяются на добро или зло!
Вот как то так всё просто у меня.
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

Friedrich писал(а): Вот в этом моменте я не согласен. Система ценностей всегда формируется и будет формироваться до тех пор, пока у человека есть воля, если подавить волю у человека, то он превратится в овощ. И это первично.

Но одно другому не противоречит. Это естественно, что система ценностей у человека формируема. Мы говорим о том, что когда человек начинает рассуждать логически, его актуальная выбранная ценностная позиция становится "отправной точкой" логических рассуждений.

Friedrich писал(а): Но тогда становится вопрос, на что направлена эта пресловутая воля? По моим исследованиям, воля направлена на регуляцию эмоций

В том числе, но не только. Регуляция эмоций - это лишь одна функция воли, есть и другие функции воли - актуализация смысла, выбор базовых ценностей, управление вниманием, удержание состояния и т.д.

Friedrich писал(а): ....воля <...> является отправной точкой, для интеллектуальной деятельности человека.

Тут важно под "отправной точкой" не смешать понятия условий для интеллектуальной деятельности и этапов логических рассуждений. Для интеллектуальной деятельности человека необходимы, во-первых, базовые условия: способности (концентрировать внимание на предмете интеллектуального изучения, логически мыслить, то есть выстраивать корректные непротиворечащие причинно-следственные связи), во вторых, конечно, наличие активной воли субъекта, реализующей намерение мыслить и концентрировать внимание на предмете беседы.
Если под отправной точкой понимать условный первоначальный этап интеллектуальной деятельности, то - это фокусировка внимания на предмете беседы, при этом фокусировка обеспечивается "линзой" ценностей субъекта.

Friedrich писал(а): (Мне приемлемо учение о семи смертных грехах, это основные отправные точки отсчета).

Если поразмышлять логически о последствиях совершения этих семи грехов, можно самостоятельно прийти к нравственным нормам, которые не будут противоречить (будут подобны) данному учению. Просто данные нормы уже не будут внешним источником, а будут результатом собственных выводов. Есть разные способы создания индивидуальной системы ценностей. Один из них - осознанное обращение к авторитетным источникам, учениям.

Friedrich писал(а): И только потом формируется этика жизнедеятельности, когда индивид формирует систему ценностей, которые в свою очередь разделяются на добро или зло!

Не могу пока обнаружить момент принципиального несогласия. Пока логическая цепочка совпадает. Я также говорила о том, что человек, совершая действие или начиная логически размышлять (развивать какую-либо теорию) исходит из актуальной на данный момент времени индивидуальной системы ценностей. Можно сказать, что у него есть этика собственной жизнедеятельности. Разногласия в этом никакого нет.
Просто этика как направление философии, как аккумулятор общечеловеческих знаний о добре и зле - это совсем другой предмет беседы. Эти знания и эти две принципиально разные позиции, о которых я писала, они в культуре уже существуют, еще до выбора человеком своей собственной системы ценностей. Выбирая - человек принципиально нового ничего не придумывает, он выбирает, по сути из "поля" либо децентристской позиции, либо эгоцентристской, либо это индивидуальный "смешанный" набор.
Friedrich
Основные
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 01 май 2015, 22:21
Репутация: 156
Настоящее имя: Фридрих
Откуда: Германия

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Friedrich »

Anastasia писал(а):Тут важно под "отправной точкой" не смешать понятия условий для интеллектуальной деятельности и этапов логических рассуждений....

Да, я на самом деле не стал отделять одно от другого, поэтому и мыслил - учитывая условия.
Вообще, хорошо бы создать инфографику с тезисами, чтоб наглядней было. Потому что, каждый человек будет формировать свой образ и не факт, что этот образ будет оптимальный. Да и с моделями проще работать.
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

Friedrich писал(а): Да, я на самом деле не стал отделять одно от другого, поэтому и мыслил - учитывая условия. Вообще, хорошо бы создать инфографику с тезисами, чтоб наглядней было. Потому что, каждый человек будет формировать свой образ и не факт, что этот образ будет оптимальный. Да и с моделями проще работать.


Моделирование всегда помогало логически мыслить, упрощая сложные вещи, при этом не теряя их сути, поэтому эта идея мне импонирует. Однако создать простую, понятную и логичную модель для непростых процессов (например, процесса абстрактного мышления) - это на самом деле очень трудоемкая задача, требующая глубоких междисциплинарных знаний. Кроме того, надо сформулировать конкретную тему инфографики и четко определиться с предметом моделирования.

По поводу практической стороны дела. Должна сказать, что в данное время (свободное от основных рабочих и научных проектов) занята сбором материала для видео по социально значимым инновациям, которое я выложу на форуме и разработкой методики оценки инновационного развития (региона, организации, общества). Поэтому, к сожалению, инфографикой не смогу в ближайшие несколько месяцев заниматься. Хотя материал из обсуждений в этой теме получился довольно хороший и дословный, и, так сказать, "между строк".
Аватара пользователя
Viktor1
Пользователь
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 16 фев 2016, 15:12
Репутация: 4

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Viktor1 »

Anastasia писал(а):Так, например, мой выбор – гуманистические ценности, то есть признание права человека на свободу воли (право на самостоятельное определение смыслов своей деятельности и развитие).
Если не опираться не на данные ценности, то тогда проводится аналогия человека с биомашиной, животным с инстинктивными реакциями на стимулы и прочее, то есть базовой опоры на ценности нет.

Здравствуйте, Анастасия!
Верно, только начать надо с "появления Человека", а потом понять, кто сформировал и формирует его (Ваши) ценности! И сделать вывод, что Ваше мировоззрение утопично (в стиле проекта "Венера") и даже вредно, потому, что тогда "ресурсы должны стать общими, все должны заботиться о счастье других"... а под эту дудку будет происходить ограбление страны и общества.
[glow=red](Прямо сказка о крысолове из Гамельна).[/glow]
Anastasia писал(а):право по определению смыслов собственной деятельности

Право есть! А возможности - нет! (Например: вы можете не работать? Не выполнять законов? Не реагировать на плач ребёнка?)

Anastasia писал(а):когда объект управления - технологический процесс, биологический процесс и прочее

Ещё раз!!! Как вы управляете технологическим процессом? (Может вы управляете собой, машиной, человеком, кастрюлей?)

Anastasia писал(а):Человек объектом управления с гуманистических позиций быть не может

Это УТОПИЯ! Вами управляют все - от кошки, до ребёнка!

Anastasia писал(а):поняв простую логическую цепочку для гуманитарной области. 1. Выбрать этическую позицию. 2. На этой позиции выстроить логически непротиворечивый понятийный аппарат. 3. Исходя из этой позиции и базовых понятий можно все остальное

Цепочка замечательная! Но часто ли вы сами пользуетесь этой цепочкой? И часто ли вы "освобождая сознание" меняете "свою" этическую позицию? "свою", потому, что Вы сами написали "Выбрать", т.е. из заданного набора!
Куда приведёт Вас умение "осознавать, а не рационализировать"?
Да и «выбрасывать» ненужный информационный мусор - не советую (может пригодиться в экстренных случаях, когда не до цепочек!)

Anastasia писал(а):И, действительно, в гуманитарных науках, в отличие от физики, например, очень сложно отделить «зерна от плевел».

Так зачем заполнять голову "амодальными смыслами" и "предметами мышления"? Лёвкину +, но не за "туман" и тренинги по "освобождению сознания". ИМХО, вообще надо отказаться от западных антигуманных подходов (хотя, если платят?)!

Anastasia писал(а):Я считаю, что логическому мышлению нужно учиться с детского сада.

Вы думаете, учителя сделают детей разумнее? Когда детьми управляют (через) гаджеты, и игры в жанре «ужасы-месиво»...

Anastasia писал(а):Происходит огромная потеря времени на изучение ненужной информации, потери здоровья – на неконструктивные отрицательные эмоции

Оказывается, кто-то Вами негуманно управляет! :cry:
Но Вы справитесь, если "отрефлексируете чувство собственной правоты". :)
Успехов!

P.S. Конструктив: В первой презентации попробовал перейти от слайда "План" к слайду "Формы плана" - возникла путанница (пункты "поехали, размылись")! И вообще связные структурированные схемы не помешали бы! :P
[glow=red]Жизнь прекрасна![/glow]
Аватара пользователя
Viktor1
Пользователь
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 16 фев 2016, 15:12
Репутация: 4

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Viktor1 »

Анастасия!
К теме нашей дискуссии, о том кто нами управляет, сколько информации "помещается" в мозгу, цели обучения (в т.ч. элит) и пр., кстати и про нейромаркетинг.
Татьяна Черниговская ("Как научить мозг учиться?") https://www.youtube.com/watch?v=nEGmdlJEr8M
- Мозг запоминает всё! И делает, что хочет!
- Мы принимаем не сознательные решения!!! 31:10
- Большинство "вещей" не попадает в сознание никогда!
[glow=red]Жизнь прекрасна![/glow]
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

Viktor1 писал(а):только начать надо с "появления Человека", а потом понять, кто сформировал и формирует его (Ваши) ценности! И сделать вывод, что Ваше мировоззрение утопично (в стиле проекта "Венера") и даже вредно, потому, что тогда "ресурсы должны стать общими, все должны заботиться о счастье других"... а под эту дудку будет происходить ограбление страны и общества.


Процесс формирования ценностей, и активность/пассивность воли человека в этом вопросе - это отдельный предмет беседы. Само собой, одним из мощных факторов является культура. Однако, еще более сильным инструментом является логика. С помощью логического мышления человек способен мыслить свободно (вне привитых воспитанием или культурой схем мышления). Если человек умеет видеть системные и стратегические последствия действий, он может корректировать и свою систему ценностей и влиять на развитие культуры в обществе.

Viktor1 писал(а): ...И сделать вывод, что Ваше мировоззрение утопично (в стиле проекта "Венера") и даже вредно, потому, что тогда "ресурсы должны стать общими, все должны заботиться о счастье других"...


К сожалению, человеку свойственно из эгоцентристской позиции считать себя вправе интерпретировать чье-либо мировоззрение, поведение, поступки, мотивацию, действия исходя из собственных представлений о действительности.

Если бы мне было интересно мировоззрение другого человека, прежде, чем делать какие-либо выводы, я бы, во-первых сформулировала предмет вопроса, во вторых - задала бы его. Представим, что Вы хотели поступить логично и спросили меня о каком-либо отдельном аспекте моего мировоззрения, например, об отношении к проекту Венера или идее "общих ресурсов"...

В целом, рассуждения о причинах социально-экономических проблем Ж.Фреско обладают очень сильной логикой и ёмкостью аргументов, отточенной десятками лет научных исследований, полемикой с профессиональными оппонентами, людьми из разных культур, политиками. Есть области, о которых Фреско не берется рассуждать. Однако, можно вдвойне уважать этого человека (гениального изобретателя) за то, что он умеет говорить честно "этого я не знаю" и дальше искать ответы научными методами, а не опираться на свой опыт и знания в другой (смежной) области, проводя аналогии или на мнения, субъективные оценки и суждения.

В, частности, в проекте Венера откровенно говорится о том, что его гуманитарный аспект не проработан и социальная культурная действительность ему не соответствует. И вот здесь я соглашусь - на сегодняшний день его внедрять ни в коем случае нельзя, так же как и нейронет, например, несмотря на красоту самой идеи. И даже соглашусь с теми последствиями, которые Вы перечислили.

Тем не менее, в концепции Фреско изложено очень аргументировано и логично: недостатки и последствия монетарной системы, культуры потребления, элитаризма и, в целом, системе управления обществом, построенного далеко не на приоритете профессиональных компетенций.

Идея общих ресурсов в планетарном масштабе, в целом, также логична. Ведь с этим не поспоришь... Мы все рождаемся на одной планете. Но в сегодняшней цивилизации с ее культурой и уровнем мышления - нереализуема. То, что объективно сейчас нереализуемо, еще не означает, что не логично.

Интересен также подход автора (Фреско) к развитию проекта. Проект не не представляет из себя "закрытой" теории, идеологии, открыт для изменений и направлен на поиск ответов на вопросы - как развивать социально-экономическую систему. По крайней мере, такой подход не вызывает противоречий с логикой научного познания.

В целом, не стоит сводить в одну "мешанину" проект "Венера", идею обобществления ресурсов, логику автора идеи, мое мировоззрение, систему научных грантов, " антигуманные ценности Запада" и свое субъективное представление о связях между ними.

Viktor1 писал(а): .... а под эту дудку будет происходить ограбление страны и общества.


"Под дудку" любой социально-экономической идеи могут происходить антигуманные действия, если она формализуется в теорию, затем превращается в идеологию, которая заменяет собой логическое мышление. Пример с коммунизмом я приводила.

Viktor1 писал(а): Право ("по определению смыслов собственной деятельности") есть! А возможности - нет! (Например: вы можете не работать? Не выполнять законов? Не реагировать на плач ребёнка?)


Реакция и формирование смысла деятельности - разные процессы. Так же, как и предметы мышления, которые Вы перечислили. Опять все "намешано в кучу"...

Труд является необходимой деятельностью человека, как минимум, обеспечивающей его биологическое выживание. И если человек живет не один в лесу, а в социуме, то в какой-то степени им может разделятся (приниматься) смысл какой -либо общественной трудовой деятельности, в какой-то - формироваться индивидуальный смысл. Если смысл той деятельности, которой он занимается им не разделяется - это ситуация подчинения (еще раз подчеркиваю, что человек не машина, у которой нет психической деятельности и свободы воли), она идет вразрез с гуманистической позицией.

Закон - форма общественного договора о нормах поведения, в идеале - основанных на гуманистических ценностях "ограниченной свободы" (предел свободы одного человека - это граница, за которой происходит нарушение прав свободы другого).
Закон можно принимать или не принимать. Во втором случае придется сменить страну проживания. Можно выполнять закон не осознанно, можно сознавать его смысл. Если формулировка закона не соответствует высшему гуманистическому смыслу, он, как правило, вызывает много противоречий и разногласий. Есть разнообразные инструменты влияния на законодательный аспект общества, тот же РОИ.

Реакция на плач ребенка может быть хаотичной, бессознательной эмоциональной реакцией, а может осознанно выбираться исходя из смыслов воспитательной деятельности (а они, в свою очередь, исходя из ценностей), а также исходя из объективной логики ситуации, вызвавшей такую реакцию ребенка (каприз, реальная проблема, обида и прочее). Может быть очень много комбинаций вариантов (ценностей, смыслов и реакций), приведу хотя бы 2 с одинаковой реакцией, но разным смыслом воспитания, основанным на разных ценностях.

Допустим, изначально мы знаем объективные обстоятельства, которые привели к этой реакции: "Ребенок плачет, потому что другой ребенок не хочет с ним играть". Мы утешаем ребенка в 2х вариантах:

Вариант 1. Говорим "пустяки какие, еще лучше друзей себе найдешь" (наша ценностная позиция - эгоцентристская и воспитываем в ребенке тоже эгоцентристскую)

Вариант 2. Объясняем, что нельзя заставить другого человека с тобой дружить, но если он тебе интересен, попробуй ему что-л. предложить (напр., игрушку) (наша ценностная позиция - децентристская и воспитываем в ребенке тоже децентристскую, а также навыки сотрудничества и практику уважения свободы воли другого человека)

Если ребенка реально обидел хулиган, одна лишь реакция утешения будет говорить о вашей эгоцентристской позиции, неспособности и нежелании решить реальную проблему. В данном случае ребенок не активный участник своих отрицательных эмоций - он жертва и реакция (а лучше реальные действия) должны быть направлены на объективного виновника.

Viktor1 писал(а): Как вы управляете технологическим процессом?[/b] (Может вы управляете собой, машиной, человеком, кастрюлей?)
.

Предмет управления - деятельность, процесс. Попробую привести простой пример: Вы объективно не можете управлять машиной, которая стоит на свалке и не на ходу и даже, если в быту говорят "управлять автомобилем", подразумевается "управлять ходом автомобиля" или "управлять работой всех систем автомобиля", то есть процессом.
В случае с деятельностью человека простую аналогию с работой машины нельзя проводить, это разные по своей природе объекты. Поэтому управлять деятельностью человека можно, только если он принимает транслируемые смыслы общей деятельности.

Viktor1 писал(а): часто ли вы "освобождая сознание" меняете "свою" этическую позицию? "свою", потому, что Вы сами написали "Выбрать", т.е. из заданного набора!
Куда приведёт Вас умение "осознавать, а не рационализировать"?
.

Этическая позиция "своя", когда выбирается человеком осознанно, с помощью логического мышления. В другом случае - это навязанная теорией, идеологией, культурой, суб-культурой, воспитанием и прочими факторами, возможно, пассивно осознаваемая, но активно не формируемая и не подвергаемая критическому мышлению этическая позиция.

Ограниченный набор ценностей не задан, а поле этических смыслов условно можно разделить на децентристские (гуманистические) и эгоцентристские.

Умение "осознавать" (мыслить логично) приводит к осмысленной деятельности, а рационализация без осмысления - к бессмысленной рационализаторской деятельности.

Viktor1 писал(а): учителя сделают детей разумнее? Когда детьми управляют (через) гаджеты, и игры в жанре «ужасы-месиво»...
.

Все факторы надо учитывать. Сегодняшняя "культура потребления" и "зомбирования" - не "подарок" и направлена на формирование "человека неразумного". То, что ее нужно менять - это логично. Но это одна мысль, зачем ее смешивать с ролью учителей в воспитательном процессе? Одно другого не исключает, а дополняет.

Из полезного... Чувство собственной правоты, несомненно, очень вредная вещь. Чтобы мыслить логически, от него следует отказаться.
От чего не следует отказываться - от способности логически мыслить.
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Анастасия, интересно ваше мнение по теме "все тела отталкиваются" :)
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

depths писал(а):Анастасия, интересно ваше мнение по теме "все тела отталкиваются" :)

Добрый день, Depths! К сожалению, пока времени хватило только на видео В.Катющика на эту тему, противоречий с его аргументацией пока не возникло, но нужно ознакомится с монографией, так как не хотелось бы только "мнение" высказывать. Как только найду время "проштудировать" все материалы, изучить все аргументы и состоятельность контраргументов, тогда с удовольствием присоединюсь к Вашим обсуждениям по БГП и другим основам "новой физики".
Кроме того, это будет нужно для совершенствования темы по социально значимым инновациям, так как, похоже, что "новая физика" дает совершенно другие инструменты решения социально значимых проблем.
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Anastasia писал(а):...похоже, что "новая физика" дает совершенно другие инструменты решения социально значимых проблем.

Я, когда начал сильно задумываться про равновесие, с удивлением обнаружил, что и в социальном устройстве действуют те же принципы. Иногда аналогия полная!
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

depths писал(а): Я, когда начал сильно задумываться про равновесие, с удивлением обнаружил, что и в социальном устройстве действуют те же принципы. Иногда аналогия полная!


Говоря о "новой физике" я все-таки имела в виду изобретения, построенные на новых принципах (например, свободное электричество, безопасные летательные аппараты, экологичные вихревые тепло-генераторы и прочее).
Сейчас практических проблем хватает, которые можно было бы частично решить с помощью необходимых инноваций. А гуманитарный аспект осознанного общества (логически мыслящего) мы здесь в теме пытаемся разбирать :)
Метод аналогий интересный - он может навести на "инсайты", идеи, но верификация выводов (аргументов) методом аналогий все-таки будет невалидна. Предлагаю сформулировать аналогии, которые Вы обнаружили, попробуем проверить эти идеи научными методами, соответствующими гуманитарным наукам.
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Анастасия, доброго вам здравия.

Anastasia писал(а):...попробуем проверить эти идеи научными методами, соответствующими гуманитарным наукам.

Не хочу придираться к словам, но разве научный метод разный для "физиков и лириков"?
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

И Вам доброго ...
depths писал(а): Не хочу придираться к словам, но разве научный метод разный для "физиков и лириков"?


Вопрос-то хороший... но сложно ответить "в двух словах".

Если под научным методом понимать общенаучный метод логического вывода и проверки его на практике, то да, одинаков. Можно сказать, что логика - научный метод на мета-уровне научного познания. Например, с помощью логики можно создать метод, соответствующий определенному предмету познания (гуманитарному или естественному).

При проверке на практике общенаучный метод - наблюдение.
Но в классификации форм наблюдения начинаются отличия между "физиками" и "лириками", так как предмет разный. Предмет естественных наук - объективная реальность, а гуманитарных наук - субъективная реальность.
Предмет естественных наук отвечает трем основным требованиям возможности измерения: 1.Постоянство измеряемых характеристик во время измерения.
2.Постоянство предмета измерения в отношении средства измерения.
3.Постоянство средства измерения, моделирующего эталон.

В гуманитарных науках предмет исследования не отвечает ни одной из этих характеристик, поскольку изучаемый субъект или общность людей обладают собственной активностью и формируемостью, а средств измерения (моделирующих эталон) состояний мотивации, радости, счастья, доверия и т.д. и вовсе нет.

Например, исследуя мотивацию, мы можем зафиксировать время, за которое человек делает определенную работу. Однако, при этом мы не можем гарантировать, что в другой раз человек себя поведет таким же образом при прочих равных внешних условиях (в отличие от колбы с растворами), так как мы не можем учесть весь комплекс внутренних факторов его психической активности.

Когда мы указываем какие-то количественные показатели в гуманитарных науках, то фиксируем в условных единицах изменение каких-либо отдельных характеристик предмета исследования (например, уровень мотивации, уровень логического мышления, компетенции). Если в гуманитарных исследованиях используются средства измерения объективной реальности (длительности, расстояния), то не для измерения субъективной реальности, а лишь как часть процедуры ее условной оценки (например, оценки силы мотива, приводящей к ускорению работы или оценки субъективного ощущения личного пространства). То есть использование средств измерения в процедуре оценки предмета гуманитарного исследования не делает оценку (субъективное шкалирование) измерением (объективным шкалированием).

В рамках общенаучного метода наблюдения в гуманитарных науках возможен констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, обследование, но при этом без измерения.

В целом, для гуманитарных наук характерны низкоформализованные методы, например, такие как интервью, анкетирование, опрос. Такие методы в естественнонаучных дисциплинах не используются, поскольку они направлены не на измерение, а на распознавание смыслов.

В связи с особенностью предмета исследований методы в естественных науках имеют номотетический характер (так как посредством измерения добывается объективная информация о предмете исследования), а гуманитарные - интерпретационный (истолковательный), так как посредством фиксации отдельных характеристик мы получаем информацию для интерпретации предмета исследования.

В методологическом смысле можно сказать, что естественные науки имеют дело с измеримым бытием, а гуманитарные с не измеримым.
Последний раз редактировалось Anastasia 02 апр 2016, 14:57, всего редактировалось 1 раз.
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Anastasia писал(а):В методологическом смысле можно сказать, что естественные науки имеют дело с измеримым бытием, а гуманитарные с не измеримым.

:) И там и там одинаково. У физиков - вселенная бесконечна (не конечна) в любом направлении, но с бескончностями можно работать: расстояние равно мерный отрезок умножить на количественный множитель N, принимающий любое значение (в том числе и не конечное). Так же и с гуманитарным бесконечным бытием. Сила мотивации равна: мерное значение силы мотивации умножить на количественный множитель выраженный в рублях. Очевидно, что чем больше рублей в количественном множителе тем сильнее мотивация :)

Может быть гуманитарии путают объекты и их характеристики(в физике как пример: частица и масса, пространство и протяженность, поле и оказываемое им воздействие) с процессами (процесс движения частицы в пространстве под действием поля) и их стадиями(пункт А, пункт Б, и т.д.)? Я на всякий пожарный случай спрашиваю :) Как показывает наблюдение (за физикой), народ слабо понимает что изучает.
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

depths писал(а): :) И там и там одинаково. У физиков - вселенная бесконечна (не конечна) в любом направлении

Измеримость и бесконечность – совсем разные не исключающие друг друга характеристики. Пространство в физике бесконечно, но измеримо, а субъективные характеристики (например, уровень мотивации) не измеримы; так же про них нельзя сказать, что они конечны или бесконечны, так как это не физический объект.

depths писал(а): Сила мотивации равна: мерное значение силы мотивации умножить на количественный множитель выраженный в рублях. Очевидно, что чем больше рублей в количественном множителе тем сильнее мотивация :)


Такой прямой связи между силой мотивации и монетарным вознаграждением нет. В случае творческой работы увеличение оплаты ведет к снижению производительности, например. Здесь можно дайджест примера почитать.
http://hr-portal.ru/article/den-pink-ob ... -motivacii

Можно только условно зафиксировать уровень мотивации при разных внешних условиях или формирующих воздействиях и далее интерпретировать результаты эксперимента только в той части, в которой они позволяют достичь относительно стабильного эффекта. В гуманитарных науках «очевидных» закономерностей нет, есть только объяснительные конструкции, интерпретирующие субъективную реальность.

depths писал(а): Может быть гуманитарии путают объекты и их характеристики(в физике как пример: частица и масса, пространство и протяженность, поле и оказываемое им воздействие) с процессами (процесс движения частицы в пространстве под действием поля) и их стадиями(пункт А, пункт Б, и т.д.)?


В гуманитарных науках в этом плане путать нечего. Физические объекты и их характеристики изучаются естественными науками.
В гуманитарных науках есть понятие объект исследования – часть субъективной реальности, на которую направлено исследование, в соответствии с объектом исследования и выделяются его характеристики, если это необходимо для исследования. Гуманитарным объектом исследования может быть некоторая общность, феномен, а может быть и процесс или деятельность.
В гуманитарных науках часто путаются в другом, например:
- в соответствии метода предмету исследования;
- или дают необоснованно расширенное толкование результатов эксперимента;
- иногда подменяются логические связи (заменяются гипотезами, концепциями);
- ну и другие...
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Посмотрел ролик. Вспомнился Кастаньеда с Доном Хуаном :)
Аватара пользователя
Viktor1
Пользователь
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 16 фев 2016, 15:12
Репутация: 4

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Viktor1 »

Anastasia писал(а):
Viktor1 писал(а): Как вы управляете технологическим процессом?[/b] (Может вы управляете собой, машиной, человеком, кастрюлей?)
.

Предмет управления - деятельность, процесс. Попробую привести простой пример: Вы объективно не можете управлять машиной, которая стоит на свалке и не на ходу и даже, если в быту говорят "управлять автомобилем", подразумевается "управлять ходом автомобиля" или "управлять работой всех систем автомобиля", то есть процессом.
В случае с деятельностью человека простую аналогию с работой машины нельзя проводить, это разные по своей природе объекты. Поэтому управлять деятельностью человека можно, только если он принимает транслируемые смыслы общей деятельности.

Честно признаюсь, я Вашей логики не понимаю! Где ответ на вопрос "Как вы управляете технологическим процессом?".
Я машиной управляю с помощью ключа зажигания, педалей, руля и пр. Я управляю машиной, а не "процессом езды"!
Как вы управляете процессом?

Anastasia писал(а):если в быту говорят "управлять автомобилем", подразумевается "управлять ходом автомобиля"
.
Очевидная попытка подмены понятий. :(

Anastasia писал(а):"управлять работой всех систем автомобиля", то есть процессом.
.
Вы управляете автомобилем, его системами, а не процессом! Процесс - это поток автомобилей на автостраде!
(на возражения - вопрос - Вы управляете процессами своего организма?)
Успехов!
[glow=red]Жизнь прекрасна![/glow]
depths
Пользователь
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 22:17
Репутация: 74
Настоящее имя: Алексей Лебедев
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение depths »

Viktor1 писал(а):Вы управляете автомобилем, его системами, а не процессом!

Вот таквот, Анастасия, тут точность формулировок блюдут! Очень пользительный процесс :) Кстати, разматывая клубочек, можно выйти на очень интересные материалы.
Аватара пользователя
Anastasia
Образовательный цех
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 16
Настоящее имя: Вылегжанина Анастасия
Откуда: Тюмень

Re: Осознанное управление. Целеполагание. Планирование.

Сообщение Anastasia »

Я бы сказала, что принципиально важно наличие логики в формулировках, тогда можно говорить об их точности. Другой вопрос в способностях человека эту логику осознать.

Насчет автомобиля. Посредством работы системы приборов, приспособлений управляют движением, ходом автомобиля. Можно конечно потыкать в кнопки и рычаги неработающего автомобиля и поиграть в "управление" ходом автомобиля, как это делают дети. Можно даже себе представить, что ты в это время управляешь - объектом (т.е. автомобилем), но в голове от этого светлее не станет.

Есть определения со словом "объект". Например, "Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели". Но надо иметь в виду, что нельзя сокращать другие слова между понятиями "управление" и "объект" и лепить из этого "управление объектом".

Если непонятно с автомобилем, возьмем стол. Чтобы изменить физический объект (например, стол) - достаточно произвести довольно простые действия - покрасить, отремонтировать и прочее. При этом столом (объектом) Вы не управляете, это бы довольно странно звучало. Вы управляете своей деятельностью по изменению данного объекта. Ставите цели, планируете, покупаете материал, краску и прочее; затем красите, чините и прочее. Если это делают несколько человек, то ни столом, ни этими "человеками" вы тоже не управляете - вы управляете совместной деятельностью по покраске и починке данного стола (с целью, например, изменить данный объект).

Вопрос (или возражение) "Как человек управляет процессами в организме?" некорректно поставлен. Для начала надо ставить вопрос какими процессами человек может управлять, а какими нет и в какой степени... В случае с процессами в организме - человек может ими управлять частично и в разной степени с помощью разных методов и приемов - корректировки питания, медикаментов, йоги и прочее. Так, например, дыханием (дыхание - это процесс) в определенной степени человек может управлять. Можно провести эксперимент и задержать дыхание на минуту - думаю, должно получиться; движением своего тела человек тоже может управлять в определенной степени в зависимости от физической подготовки; даже функцией щитовидной железы, если йодосодержащие препараты принимает - тоже частично может управлять.

Было высказано мнение, что процессом является только "движение автомобилей на автостраде", а движение одного автомобиля не является управляемым процессом?

Бытовая речь очень упрощена, в отличие от научной, где ценится точность формулировок, так как от этого зависит исследовательская база. Многие люди говорят всю жизнь, не задумываясь - управляю своим телом, автомобилем, людьми и еще бог знает кем и чем; сначала их так учат говорить, а они потом и верить начинают в то, что эта формулировка отражает действительные логические связи.

Кое-что полезное, пожалуй, можно из нашей полемики вынести...
Если человек не управляет процессами, изменениями или своей деятельностью по изменению объектов, то он в таком случае управляет самой "идеей", "сущностью" объекта (так как если убрать процесс, остается только статика, факт существования объекта, его идеи в сознании). А это уже человек роль творца на себя берет, так подсознательно проявляется его эгоцентристская позиция.
Ну, например, человек, управляющий автомобилем должен быть способен изменить идею "автомобиля" на идею "самолета" или, например, мысленно уничтожить автомобиль, свернув в сознании его идею.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 34 гостя